Изготовить самому классические сани по всем канонам будет довольно непросто и займет много времени. Да и по затратам он может влететь в копеечку.
Другое дело – нестандартное изделие, которое по надежности, возможностям и безопасности не уступит заводскому устройству. Ведь изготавливая сани своими руками, можно найти оригинальную конструкцию, творчески подойти к созданию каждого элемента и операции, придумать какие-то опции. В итоге можно получить настоящий шедевр, на который уйдет не так много времени, труда и денег.
Особенно в восторге от самоделки будут, конечно, дети. Какое счастье мчатся на таких санях с горки целой компанией – неописуемый, захватывающий дух, спуск, который надолго останется в памяти! Итак, что же для этого понадобиться?
Необходимые материалы и инструменты
Для нашей задумки подойдут недорогие материалы и не слишком сложный в применении инструмент:
- одна 200-литровая пластиковая бочка;
- брус из дерева сечением 38x89 мм и 30x70 мм;
- винты или шурупы по дереву с широкой шляпкой;
- синтетический шнур или тонкий канат;
- лак и малярная кисточка;
- противоскользящий материал (например, напольный прорезиненный коврик);
- парафиновый воск;
- газовая горелка;
- металлический угольник;
- дрель с 2 сверлами диаметром 7/8 и 1/2 дюйма;
- ленточная пила;
- ручная отвертка или шуруповерт.
Изготовление
Начнем с рассмотрения элементов, которые определяют конструкцию, в частности, размеры горных саней.
Основные элементы саней
Скользящую поверхность шириной около 560 мм можно вырезать из стандартной пластиковой бочки, наружный диаметр которой равен 580 мм. Разворот такой окружности даст длину:
С = pD = 3,14x580 = 1820 мм.
Если на передний изгиб уйдет около 300 мм, то горизонтальная часть составит около 1520 мм, чего вполне достаточно для размещения 3-4 детей. Указанные размеры будут уточняться по мере продвижения работы над санями.
Цена новой 200-литровой бочки около 2100 рублей, подержанную емкость, наверняка, можно купить за 500 рублей или дешевле. Если в ней хранилось что-то маслянистое, то она без труда отмоется с помощью моющих средств. Иногда в таких бочках они и хранятся. Тогда тара будет чистой по умолчанию.
Для боковых элементов саней выберем 2 сухие деревянные заготовки сечением 38x89 мм и длиной примерно 1530 мм из дуба, березы, клена и т. д. Передние поперечины можно сделать из 2-х заготовок сечением 30x70 мм и длиной 560 мм.
Разметка бочки и инструмент для этого
Чтобы вырезать скользящее основание саней, необходимо разметить боковую поверхность пластиковой бочки. Для этого нам понадобится самодельный рейсмус. Изготовить его можно из жесткого деревянного бруска длиной в 2/3 высоты емкости.
Измерив высоту бочки, и выбранную ширину саней (560 мм), намечаем на рейсмусе место и сверлим отверстие под маркер. К его верхнему торцу надежно крепим ограничитель, который будет скользить по крышке и днищу бочки, а маркер при этом прочертит две окружности. Остается лишь провести между ними вертикальную линию.
Разрезка бочки
Реперными точками для раскроя будут отверстия в точках схождения линий разметки, выполненные сверлом 6 мм. Наиболее удобен для раскроя бочки электролобзик, хотя можно использовать и болгарку.
Чтобы бочка сохраняла свою жесткость, вначале разрезаем ее по окружностям, отделяя область крышки и днища, а уже потом среднюю часть заготовки по вертикальной линии.
Кромки можно слегка обработать напильником по дереву или острым ножом, удаляя оставшиеся после распила, шероховатости.
Распрямление пластиковой заготовки
Заготовку, представляющую среднюю часть бочки, следует распрямить, причем внутреннюю сторону обратить наружу, поскольку она более гладкая по сравнению с наружной.
Часто на пластиковых бочках делают ребра жесткости с выступом наружу. При выгибании внутренней стороны к снегу эти продольные желоба играют ту же роль, что и на скользящих поверхностях лыж или сноубордов. Они будут обеспечивать путевую устойчивость саням.
Для распрямления заготовки раскладываем ее на ровной поверхности и прижимаем в нескольких местах кирпичами или ведрами с водой, и оставляем на некоторое время. Затем заготовку можно скрутить в обратную сторону и также подержать в таком положении какое-то время. В результате этих манипуляций она достаточно выпрямится. Мелкие неровности будут убраны при последующих операциях.
Элементы для саней из дерева
Как мы уже определили на шаге № 1, нам понадобятся два деревянных бруска сечением 38x89 мм и длиной по 1524 мм (окончательный размер). Из них будут сделаны боковые силовые элементы, роль которых в конструкции toboggan не менее важна, чем скользящей поверхности.
Также нам будут нужны два бруска сечением 30x70 мм и длиной по 560 мм. Один мы установим спереди внизу между боковинами для придания прочности всей конструкции, а второй на конце загнутой части пластика. Через нее будут пропущены концы шнура для транспортировки саней. Причем узлы с наружной стороны планки обеспечат постоянство изгиба передка.
Обработка боковых элементов
Для лучшего скольжения по снегу этим деревянным деталям спереди нужно придать округлую форму. Для этого можно вырезать шаблон из плотного картона, приложить его к доске и обвести маркером.
То же самое нужно сделать и сзади, но в меньших размерах. Это позволит подтянуть полотно к брусьям, чтобы оно не замедляло движение.
Отрезку по разметке осуществляем с помощью ленточной пилы или аккуратно обстругиваем острым столярным топориком и окончательно доводим напильником по дереву.
Намечаем отверстия для ручек
Количество ручек с каждой стороны может быть разным. Мы остановились на трех. Для их разметки подойдет любой способ:
с помощью шаблона – деревянного бруска с ровными торцами, длина которого соразмерна с расстоянием между отверстиями под ручки;
с помощью металлической линейки и маркера.
Сверлим отверстия под ручки
Для этого понадобится дрель и два сверла: одно диаметром 22,2 мм, другое – 12,7 мм. При этом диаметр синтетического шнура или тонкого каната выбираем, равным 9,5 мм.
Вначале на пласти заготовки сверлим по 2 больших отверстия на глубину 25,4 мм одно под другим по вертикали, оставляя между ними перемычку, примерно равную диаметру этих отверстий. Затем со стороны верхнего торца сверлим отверстия меньшим сверлом до соединения больших гнезд между собой.
Точно такие же отверстия делаем, отступая от переднего края досок на 152 мм. Они понадобятся для пропуска веревок, которые будут удерживать своими узлами передок саней и служить в качестве буксира.
Завершающие работы по деревянным частям
Чтобы деревянные детали не намокали при соприкосновении со снегом, их следует со всех сторон покрыть несколькими слоями уретанового лака с помощью небольшой малярной кисти, руководствуясь инструкцией на банке.
После высыхания очередного слоя лака, его можно слегка обработать наждачно бумагой № 220 для удаления шероховатостей и наплывов. В результате получатся очень гладкие поверхности.
Улучшаем внешний вид
Можно сделать синие полосы вдоль боковых элементов. Для этого закрываем липкой лентой всю поверхность, кроме контура полосы. Чтобы краска не подтекала под ленту ее можно покрыть бесцветным лаком.
Остается только в несколько слоев распылить аэрозольную краску синего цвета и снять защитную пленку. Четкость контура полосы будет безупречной.
Подготовка ручек и буксира
Заготовки для ручек длиной около 610 мм делаем из плетенного синтетического шнура диаметром 9,5 мм. Чтобы было проще работать, места отреза отмечаем намоткой узкого скотча, а резку осуществляем столярным ножом посередине пояска скотча.
Для буксирного троса мы используем два шнура длиной около 1520 мм. На всех заготовках с одной стороны завязываем узел, используя плоскогубцы. Для надежности узлы перед установкой в гнездо можно смазать супер клеем, но это необязательно.
Установка ручек и буксирных канатов по месту
На этапе 8 мы уже подготовили систему отверстий под ручки и буксирный канат. Просовываем свободный конец шнура через большое отверстие в малое и сильно тянем его вверх, чтобы узел дополнительно затянулся и сел на свое место. Затем проталкиваем этот же конец сверху в малое отверстие, пока он не покажется в большом. Вытаскиваем его наружу и завязываем узел. Теперь достаточно с силой потянут ручку вверх, чтобы оба узла укрепились и заняли положенное им место.
Точно также поступаем и с двумя веревками, предназначенными для удержания передка саней и буксировки.
Крепление передней кромки
Этот поперечный брус придает саням жесткость, способствует сохранению изгиба передка, поддерживает буксирные веревки и даже служит средством управления санями.
Его накладывают на пластик снаружи, заранее просверлив в ней несколько отверстий впотай, и закрепляют винтами длиной 15 мм. По бокам на этом брусе уже есть 2 отверстие диаметром 12,7 мм для пропуска буксирной веревки.
Крепление боковых брусьев к скользящей поверхности
Для прочного соединения основных частей саней боковые брусья укладываются на плотницкие козлы, на них кладется тонкое противоскользящее полотно и все накрывается скользящим пластиком.
Затем следует разметить места закручивания винтов длиной 40-50 мм с широкой головкой. Шаг установки – 115-120 мм, не допуская попадания винтов на отверстия для ручек и буксирной веревки.
Винты заворачиваем от центра к краям. Это позволит разгладить последние небольшие поперечные неровности на пластиковой основе. Вкручивая очередной винт, следует рядом все части стянуть струбциной.
Установка переднего бруса
Его закрепляют под углом из-за пластиковой поверхности, начинающей в этом месте изгибаться. Этот брус крепится с торцов тремя прочными винтами длиной 75-80 мм с обеих сторон. Спереди он схватывается в 9-10 местах винтами длиной 40-50 мм через пластиковый изгиб.
Данный брус придает саням поперечную устойчивость, не давая боковым элементам смещаться наружу или внутрь. Также он укрепляет изогнутую часть пластикового полотна, которая испытывает большие нагрузки.
Установка буксирного каната
Половинки буксирных кантов пропускаются через боковые отверстия в верхней планке. В зависимости от того, где мы завяжем узлы, будет поднят и изогнут передок горных саней. Концы канатов связываются, и получается буксирная веревка.
Другой вариант установки противоскользящего коврика
Первый и более удачный вариант его крепления описан на этапе 14. Если вы его забыли поставить, то противоскользящее покрытие можно вырезать по месту и приклеить с внутренней стороны к пластику подходящим для этих материалов клеем. Иначе на голом пластике, после попадания на него снега, будет довольно сколько.
Обработка воском
Воск улучшает скольжение пластика по снегу. Куском этого материала следует основательно натереть всю скользящую поверхность, особенно места головки винтов. Затем нагреть обработанный воском пластик газовой горелкой, чтобы воск более равномерно распределился по поверхности и попал в углубления винтов. Эту операцию желательно делать перед каждым днем катания. Результат – ошеломляющий!
Доработки и советы (вместо заключения)
После анализа проделанной работы выяснилось, что конструкцию можно доработать и улучшить. Изложим их в тезисном порядке:
- Можно сделать полукруглый хвостовик;
- вместо 28 больших глухих отверстий на пластях боковых элементов можно обойтись 14 комбинированными – широкими снизу на 1/3 высоты бруса и узкими сверху;
- винты из черного металла лучше заменить на оцинкованные или из нержавеющей стали;
- некоторая волнистость скользящей поверхности не страшна, т. к. когда в санях усаживаются несколько человек, она разглаживается под их весом;
- можно поставить больше поперечин для увеличения прочности и даже сидения для удобства, но это утяжелит изделие. Пусть каждый выбирает, что ему по душе.
Original article in English