Материалы:
- толстая рессора от грузового автомобиля;
- толстостенная труба 50 мм;
- деревянная заготовка под рукоять.
Процесс изготовления топора
В конструкции финского колуна имеется рычаг, чтобы его сделать, нужно загнуть рессору под прямым углом. Для этого понадобится газовый резак, чтобы разогреть металл по месту изгиба. В противном случае холодная рессора просто сломается.
Для сгиба заготовка разогревается докрасна, зажимается в тисках и сгибается по метке за 40 мм от края.
После остывания рессора обрезается за 140-160 мм от сгиба.
Края полученной заготовки затачиваются. На торце загиба и основной части нужно вывести спуски по наружной стороне.
Учитывая толщину рессоры для этого лучше сначала срезать уголок болгаркой с отрезным диском, а потом довести заточку на ленточном гриндера или точиле. Спуск на рубящей части должен получиться вогнутым, как в оригинальной конструкции. Вогнутость можно получить, если прикладывать при заточке заточный диск ребром.
Для установки топорища нужно приделать к заготовке проушину. Для этого от толстостенной трубы 50 мм отрезается кусок длиной равной ширине рессоры. Его нужно приплюснуть. Это можно сделать парой ударов молота на холодную без прогрева.
Далее необходимо приварить проушину к лезвию колуна. Она должна располагаться сбоку от рычага. Важно развернуть трубу так, чтобы можно было расположить острие колуна и ее самые удаленные точки в одну линию. Проушина приваривается именно в таком положении.
Затем на колун набивается топорище так, чтобы крюк был слева. Поскольку проушина нестандартная, то покупное топорище не подойдет, его придется выстрогать самостоятельно. Рукоятка закрепляется, как и в обычном топоре, путем расклинивания с торца.
При использовании колуна со сдвинутым центром тяжести во время удара он помимо смещения вперед также сдвигается влево. За счет этого бревно раскалывается, а колун цепляется рычагом в оставшуюся слева часть полена, поэтому оно не падает. Это позволяет сразу же наносить следующий удар, дробя его на дрова нужного размера.