Что потребуется:
- большой подшипник;
- толстая стальная пластина 15-25 мм;
- прут 10-20 мм;
- уголок или полоса;
- шпилька М6-М8.
Процесс изготовления штампов для заклепок
Для изготовления приспособления понадобится шарик от крупного подшипника. Чтобы его разобрать, нужно снять сепаратор, сдвинуть все шарики под одну сторону и напротив них сжать обоймы друг к другу.
На следующем этапе из одного шарика необходимо изготовить шаблон для дальнейшей работы. Для этого в полосе или небольшом отрезке уголка просверливается отверстие. Его нужно раззенковать и уложить сверху шарик от подшипника.
С обратной стороны отверстия он приваривается к основанию.
Полученный шаблон зажимается в тисках шариком вверх. Затем в горне разогревается стальная пластина до светло желтого цвета побежалости. Нужно быстро, пока она горячая, приложить ее к шарику и простучать молотком. В результате требуется получить на ней глубокую вмятину по форме шара.
Затем необходимо взять небольшой кусок такой же пластины и просверлить его насквозь примерно в центре, чтобы получить направляющую.
Для этого используется сверло равное диаметру прутков, из которых будут делаться заклепки. Также нужно сделать глухое отверстие в торце заготовки с вмятиной, нарезать в нем резьбу и вкрутить шпильку.
Далее берется пруток из качественной стали. Для этого отлично подходит выровненный отрезок пружины от автомобиля.
Торец прута разогревается и приставляется к шаблону с шариком. Необходимо сформировать на нем такую же вмятину, как на ранее сделанной матрице. В результате деформации форма полученного штампа немного поплывет, поэтому его не помешает прошлифовать.
Затем требуется закалить инструменты. Они нагреваются до красного цвета побежалости и резко опускаются в воду. После этого делается отпуск стали в остывающем горне.
Чтобы поставить заклепку, необходимо отрезать кусочек прута из мягкой стали, немного длиннее толщины направляющей со сквозным отверстием.
Он разогревается, вставляется в пластину, и его выступающая часть усаживается ударами через штамп с вогнутостью до формирования шляпки.
Далее заклепка выбивается, устанавливается по месту и под шляпку подкладывается матрица с вогнутостью. Затем противоположная сторона расковывается штаммом из прута уже без нагрева.