Очистить плоскостные или цилиндрические детали из металла совсем нетрудно, например, с помощью дрели и проволочного диска. Когда же детали имеют сложную форму (обычно их получают литьем), лучше использовать электрохимический способ очистки, который протекает автоматически, не требует больших затрат и времени. Правда, проводить такую работу следует на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
Понадобится
Материалы и инструменты:
- старая заржавевшая деталь;
- кальцинированная или пищевая сода;
- оцинкованное ведро с водой;
- отрезок пластиковой трубы и проволока;
- сварочный аппарат;
- емкость для промывки детали;
- дрель с дисковой насадкой и др.
Процесс электрохимической очистки металлических деталей в условиях гаража
Для наглядности очистим от грязи и ржавчины старый автомобильный тормозной суппорт с довольно замысловатой формой, хотя на его месте может быть любая другая деталь.
Берем в качестве анода металлическое ведро с чистой водой, добавляем пищевую или кальцинированную соду и интенсивно перемешиваем. В результате получаем электролит.
К пластиковой трубке, уложенной поперек ведра сверху, подвешиваем на проволоке очищаемую деталь, выполняющая роль катода, так, чтобы она не касалась дна и боковой поверхности ведра.
К ведру подключаем плюс, а к очищаемой детали – минус сварочного аппарата, после включения которого электролит начнет бурлить и нагреваться от массового перемещения ионов в электролите между электродами.
Ток, выдаваемый сварочным аппаратом, может быть любым. При его малом значении электролит нагревается медленно, как и процесс очистки детали. При увеличении силы тока процессы интенсифицируются. Выбираем среднее значение тока – 120 А, тогда первый этап очистки продлится около часа, а электролит нагреется до 70-80 градусов Цельсия.
Через указанное время результаты электрохимической очистки налицо. Вся грязь из пыли, смол и жира всплывает наверх в виде коричневой пены, а частицы ржавчины осядут на поверхности ведра.
Отключаем аппарат, отсоединяем клеммы и вытаскиваем деталь из электролита. Видно, что суппорт неплохо очистился. Некоторое количество ржавчины осталось под слоем краски, которая легко удаляется ножом, и в труднодоступных местах.
Удаляем остатки краски и другие загрязнения с помощью жесткой щетки в емкости с теплой водой и стиральным порошком. После такой мойки деталь очистилась на 85-90 процентов.
Повторяем одночасовой процесс электрохимической очистки, заменив старый загрязненный электролит новым, и мойки в мыльной воде с применением щетки. Причем, согласно природе электрохимического процесса, ржавчина с суппорта (катода) перешла на поверхность ведра (анода). Теперь деталь очистилась почти на 100 процентов.
Откручиваем болты, другие съемные элементы, открывая места, куда не проник электролит. Повторяем третий раз процесс электрохимической очистки, но уже в течение 30 минут. Точно также очищаем скобу суппорта. Конечная операция – полировка с помощью дрели и круга.