Рассказываем и показываем, как с помощью обычного цифрового мультиметра можно измерить напряжение автомобильного аккумулятора в разных режимах работы и этим оценить его работоспособность. Тестировать будем новый аккумулятор ёмкостью 95 А/ч. Измерения напряжения проводим недорогим бюджетным цифровым тестером.
Проверяем аккумулятор мультиметром
Первое измерение проводится без подключения аккумулятора к нагрузке. В нашем случае это бортовая сеть автомобиля. Переключатель мультиметра устанавливаем на измерение постоянного напряжения с пределом 20 В. Подключаем щупы прибора к клеммам аккумулятора. Прибор показывает напряжение 12,83 В. Эти показания соответствуют полностью заряженному работоспособному источнику питания. У исправного аккумулятора допускается небольшой разброс этого параметра в пределах 12,4 – 12,9 Вольт. Если напряжение батареи на 0,1 В меньше нижнего предела, то заряд аккумулятора на 10 % меньше номинального. Если на 0,2 В, то недозаряд составит 20 %. И т.д.
Переходим к следующему измерению. Теперь клеммы аккумулятора подключает к бортовой сети автомобиля. Даже при невключенном зажигании в сети автомобиля есть активные нагрузки. Это, например, магнитола, сигнализация, блок управления двигателем. Из-за подключенной нагрузки напряжение на клеммах понизилось. В этом случае аккумулятор выдает напряжение 12,58 В, что мы и видим на табло прибора.
Следующее измерение проведем на заведенном автомобиле. При пуске двигателя от стартера, напряжение не должно упасть ниже 9 В. Потом оно начнет повышаться, когда в действие вступит генератор. И в конечном итоге оно увеличится до 13 и более Вольт, в зависимости от работоспособности генератора и регулятора напряжения.
Закрепляем щупы прибора на батарее, ещё раз фиксируем показания мультиметра. На табло 12,48 В. Заводим двигатель. При включении зажигания, напряжение падает до 11,75 В.
А когда начинает работать стартёр, оно проседает до 10,2 В. Очень большой ток потребления в момент вращения стартёра. Но вот двигатель завёлся, и обороты стабилизировались, напряжение увеличивается – вступает в действие генератор автомобиля. При исправном генераторе и регуляторе напряжения показания мультиметра должны быть в пределах 13,8 – 14,2 В.
Проведённые нами измерения показывают, что купленный новый аккумулятор соответствует заявленным электрическим параметрам. Проверка завершена.