Многие, даже новые бензопилы, пилят криво. Можно ли самостоятельно устранить этот недостаток и что для этого нужно предпринять? Чаще всего эта проблема связана с цепью, шиной или звездочкой. Но, прежде чем приниматься за них, не помешает пополнить свой багаж знаний о работе бензопилы.
Сначала теория
Не зная следующих теоретических положений, трудно установить факторы, почему инструмент пилит криво, и как справиться с ними.
Первая причина связана с тем, что зубья цепи неравномерно изнашиваются из-за того, что под них попадают, например, гвозди.
Поэтому у пилы ухудшаются пильные качества и, чтобы их компенсировать, мы начинаем сильнее давить на шину.
Как на это реагирует пила? Своими острыми зубьями она продолжает запросто расправляться с древесиной, а затупившиеся зубья не режут древесину, а переваливаются как колесо автомашины через ухаб. Но колесу помогает амортизатор, а у пилы он отсутствует.
В результате цепь смещается в пазе и происходит быстрый износ того или другого ребра. Также неравномерно изнашиваются хвостовики цепи и паз, по которому они перемещаются.
Движение цепи по шине становится неравномерным. Если не обращать внимания на такое положение, то процесс износа будет только нарастать.
Вторая причина ускоренного износа связана с неправильной или несвоевременной натяжкой цепи, которая среди узлов бензопилы самая нагруженная. Рекомендуется ее натягивать до такой степени, чтобы при поднятии пальцами, была видна нижняя часть трех хвостовиков. Но этот способ определения натяжки является не совсем точным.
Цепь натягивают, когда пила холодная. Если это сделано правильно, то не видно провисания и цепь по шине перемещается легко. Есть в этом и свои тонкости. На работающей пиле вначале происходит нагрев цепи и наблюдается естественное ее провисание, т. к. металл при нагревании расширяется. Если этого не учитывать и подтянуть цепь, то можно усугубить ситуацию. При выключении пилы цепь, остывая, перетягивается.
При дальнейшем пилении с некоторым запозданием прогревается и увеличивается шина, что также вызывает перетяг цепи. А это ведет к дополнительной загрузке подшипников, звездочки, шины и быстрому растяжению цепи.
Если бензопила горячая, то легко удлиняется, наряду с перетянутой, и не наточенная цепь, что вместе сильнее способствует износу шины и цепи. Картина останется неизменной, если на изношенную шину установить цепь в масле. Пиление такой бензопилой останется кривым.
Теперь практика устранения кривого пиления
Как избавиться от этого дефекта? Первое, что необходимо сделать, так это подвергнуть цепь заточке, используя стационарный станок, а шину переставить другой стороной.
Если это делалось раньше, и шина отличается неравномерностью износа по двум сторонам, то ее придется ровнять. Для этого следует обзавестись:
- угольником;
- слесарными тисками;
- болгаркой;
- новым заточным кругом.
Тестовый распил показывает, что пилу по-прежнему уводит вбок.
Снимем и займемся шиной. Поставим ее на ровную поверхность и приставим угольник. Если между ними есть зазор, то износ имеется.
Для его исправления зажимаем болгарку с заточным диском в тисках.
С внешней стороны на уровне диска делаем жестко неподвижную плоскость.
Далее выставляем по угольнику диск и закрепляем болгарку.
Теперь кладем шину на горизонтальную плоскость и после включения болгарки протачиваем ребра с обеих сторон. Проверяем угольником проточку и убеждаемся, что оно выполнено качественно.
Далее контролируем, чтобы хвостовикам цепи хватало высоты паза шины. Если этого нет, то шина должна быть заменена новой.
Собираем пилу, натягиваем цепь и проверяем качество пиления. Пиление должно быть эффективным, а пилу не должно уводить в сторону.
Внимание – цепь!
Не лишне напомнить, что с ослабевшей цепью пилить нельзя. Ведь при попадании в зазор щепы или ветки, последствия могут быть непредсказуемыми. Когда пила не имеет цепеулавливателя, а шина является удлиненной, то цепью может быть нанесена серьезная травма ногам при намотке на них.
При соскакивании цепи с шины основная энергия удара гасится цепеулавливателем. Но при этом сильно страдает и звездочка.
Если это происходило несколько раз, звездочка покрывается глубокими бороздами и натяжка цепи превращается в проблему. При попадании в бороздку, она ослабляется, а при выходе из нее получает натяг.
В этом случае требуется срочная замена звездочки, чтобы не доводить дело до порыва цепи, рассыпания подшипников, поломки звездочки.
Возможен разрыв даже новой цепи, если неправильно установлены соединительные планки в месте склепки. Цепи поступают бухтами, поэтому их клепка и фасовка неизбежна.
Значит при покупке цепи необходимо много внимания уделять соединительному звену. Заклепки на них должна быть побольше или посветлее. Также надо проверять правильно ли установлены соединительные планки. Иногда направление указывается выбитой стрелкой. Когда стрелка отсутствует, правильная установка определяется передней опорой, которая чуть крупнее задней.
Если соединительную планку неверно установить, то она пойдет наперекос. Соединительному звену придется воспринимать повышенную нагрузку, что способствует срезу заклепки, а это приведет к разрыву цепи.
Постоянный уход за звездочкой, шиной и цепью непременно увеличит срок эксплуатации бензопилы.