Со временем после многочисленных замен щеток на коллекторе якоря появляется выработка. От этого электроинструмент начинает искрить и работать менее стабильно. Чтобы решить эту проблему, коллектор нужно проточить. Лучше всего это сделать на токарном станке, но можно обойтись, имея в наличии шуруповерт и тиски.
Инструменты и материалы:
- шуруповерт или дрель;
- деревянная рейка;
- наждачная бумага Р120 и Р600;
- паста ГОИ и войлок;
- подшипник в оправке с внутренним диаметром под вал якоря;
- тиски.
Проточка коллектора
На вал якоря со стороны шлицов насаживается хороший подшипник подходящего диаметра, если родной остался в посадочном гнезде. Важно, чтобы он не был разбитым. Сам подшипник зажимается в тисках через оправку, это исключит его повреждение.
Свободный конец вала со стороны коллектора вставляется в патрон шуруповерта.
В результате получается примитивный токарный станок. Такой способ крепления применим при восстановлении якоря шуруповерта, дрели, перфоратора, лобзика, шлифмашинки. При проточке коллектора болгарки ставить подшипник не нужно, можно просто зажать ее редуктор в тисках.
Для шлифовки нужно прикрепить наждачную шкурку Р120 на деревянный ровный брусок. Ее можно приклеить или прибить сбоку степлером. Важно, чтобы ширина рейки была равна или больше ширины коллектора, чтобы все стачивать в одной плоскости.
Далее запустив шуруповерт в режиме сверления и заставив якорь вращаться, нужно приложить шлифовальный брусок к коллектору по всей его ширине. Чтобы это сделать потребуется помощник, который будет удерживать шуруповерт. В таком случае двумя свободными руками удастся более равномерно отшлифовать коллектор, избежав перекоса под одну сторону в виде конуса. Как только коллектор по всей ширине станет блестящим, грубую шлифовку нужно закончить.
Отсутствие темных участков говорит о том, что бороздки в центре не осталось.
Далее нужно сменить шкурку Р120 на Р600, чтобы убрать шероховатости. Мелкозернистая бумага применяется уже без брусочка. Она не поменяет геометрию коллектора, а только сгладит царапины.
Чтобы довести коллектор до идеала, его нужно отполировать с помощью пасты ГОИ и куска войлока. Это позволит сделать его очень гладким, снизив тем самым скорость износа новых щеток.
Такая обработка без токарного станка не даст убрать всю кривизну идеально, но восстановит коллектор до нормального рабочего уровня. После установки якоря на место тот уже не будет так искрить.