2. Принцип работы.
3. Признаки неисправности.
4. Причины поломки.
5. Диагностика и ремонт прессостата котла.
Назначение прессостата.
Прессостат, он же, реле давления дыма, дифференциальное реле, датчик дыма - это чувствительное устройство, предназначенное для отключения котла в случае плохого удаления отработанного топлива. Он контролирует работу вентилятора и при недостаточном потоке загрязненного воздуха в дымоходе посылает сигнал на плату управления для отключения газовых горелок. Такими датчиками укомплектовываются газовые водонагреватели с принудительной системой дымоудаления.
Принцип работы.
Прессостат газового котла состоит из корпуса с патрубками, микропереключателя на 2 положения, подвижной мембраны со штырем, которая разделяет внутренне пространство корпуса на 2 камеры.
Когда дымосос не работает контакты 1, 2 находятся в замкнутом положении (контакт 2 не подключается к плате управления). При запуске вентилятора в камере 2 возникает разряжение, которое передается от вращения турбины через трубку Вентури, трубку с конденсатосборником и патрубок 2, из-за чего мембрана со штырем притягивается и замыкает контакты 1, 3 (контакты 1, 2 разомкнуты). Этот сигнал, о нормальной работе дымососа, поступает на плату управления (контакты 1, 3 соединены с управляющим модулем), что и обеспечивает работу котла по заданному алгоритму.
Признаки неисправности.
При поломке датчика дыма возникают следующие признаки неисправности:
1. В дифференциальном реле, при включении вентилятора, отсутствует щелчок микропереключателя.
2. Котел не работает, и выдает приблизительно такую ошибку: «Пневмореле выключено, вентилятор работает».
Причины поломки.
К поломке или неправильной работе реле могут привести следующие причины:
1. Окисленность контактов. В начале работы вентилятора слышен щелчок микропереключателя, но из-за окисленной пленки на его токопроводящих частях цепь не замыкается.
2. Износ материала мембраны. Ухудшение технических свойств подвижного органа датчика дыма способствует нарушению его работы.
3. Засорение, повреждение или образование гидрозатвора в трубке с канденсатосборником. При образовании на этом элементе трещин, разрывов, а так же, при засорении трубки или заполнение ее водой датчик неадекватно реагирует на изменения.
4. Снижение производительности вентилятора. Усилия притягивания, возникающие при разряжении в камере турбины, недостаточны для перемещения мембраны к микропереключателю.
Диагностика и ремонт прессостата котла.
Для выявления неисправного узла можно поступить следующим образом:
- выключить и обесточить котел;
- открыть лицевую часть корпуса;
- соединить между собой контакт 1, 3;
- сбросить ошибку и запустить котел.
Если котел начнет работать, значит, поломка находится в реле давления. Для его диагностики и ремонта необходимо исследовать состояние следующих элементов:
1. Трубки конденсатосборника. Она осматривается на наличие теплового износа и заполнения внутренней полости грязью и конденсатом. Трубка размещена в среде повышенных температур. От теплового излучения материал трубки теряет свои физические свойства или покрывается сквозными трещинами. Так же ее каналы могут быть забиты грязью или заполнены водой, которая образуется из-за резких перепадов температур, между окружающей средой и горячими отработанными газами. При обнаружении дефектных участков, трубку нужно заменить на новую, либо попробовать самому отремонтировать изношенное изделие.
Например, глубокие трещины на цилиндрической поверхности можно заизолировать температуростойким материалом (изолентой, алюминиевым скотчем).
2. Внутренней камеры датчика дыма. При попадании влаги вовнутрь корпуса, контакты микропереключателя начинают интенсивно окисляться. Поэтому, если в реле постоянно присутствует конденсат, особенно этот процесс, ярко выражен при отрицательных температурах, прессостат газового котла желательно перенести в другое место, подальше от холодной стенки приточного канала.
3. Электрических контактов. К контактам 1 и 3 подключите мультиметр в режиме проверки диодов.
При помощи рта создайте разряжение в камере датчика дыма № 2. Если тестер запищит или покажет короткое замыкание, значит, токопроводящие части реле не окислены, если на дисплеи высветится единица, следовательно, они неисправны. Многие модели реле давления дыма заключены в неразъемный корпус, поэтому осмотреть состояние контактов будет проблематично. Так как половинки пластмассового корпуса соединяются между собой пайкой, поэтому для его разъединения необходимо аккуратно счистить заплавленные места. После вскрытия, зачистить токопроводящие части, осмотреть мембрану на наличие дефектов и при отсутствии существенных повреждений в обратном порядке собрать отремонтированное устройство. Если вы решили его заменить, тогда нужно подобрать аналогичную модель.
4. Мощности вентилятора. При ухудшении мощности дымососа, вследствие снижения сетевого напряжения, сильного загрязнения лопастей турбины или износа подшипников, мембрана прибора не будет полноценно притягиваться к микропереключателю. Хотя на реле и имеются регулируемые винты, с помощью которых можно настроить диапазон срабатывания мембраны, но их лучше не трогать, так как можно сбить заводские настройки и затем долго выставлять необходимое положение. Поэтому тщательно осмотрите состояние перечисленных элементов, возможно поломка кроется в дымососе котла. О том, какие узлы могут быть неисправны в нем можно узнать из статьи: «Диагностика и ремонт вентилятора котла».