Каждый из нас, наверное, попадал в такую ситуацию, когда в нужное время не оказывается под рукой нужного предмета или материала. Более того, его не оказывается вообще, в квартире. Магазин закрыт, или необходимого товара там нет... неважно. Но, если немного подумать и проявить сообразительности, то выход найдётся всегда. Сегодня речь пойдёт о термопасте. Не найдя в местном захолустном магазине термопасты, я вспомнил один рецепт, по которому уже готовил такую пасту пару лет назад. Это, конечно, не фабричная рецептура, и качество далеко не то, но всё же, на первое время (на месяц точно!), до покупки настоящей пасты, эта субстанция очень даже неплохо поможет. И если у Вас на полке с красками есть немного серебрянки, то вопрос можно решить буквально за 10 минут.
Понадобится
- Пудра алюминиевая пигментная (ПАП-1) или в просторечье – серебрянка, 1 чайная ложка.
- Литол, или солидол. 0,5 чайной ложки
- Мелкодисперсная графитовая смазка 0,5 ч/л. Можно заменить толченым или тёртым графитом от карандаша 0,5 ч/л.
- Мелкие алюминиевые опилки 1 чайная ложка (не столь важно. По мере возможности).
- Шприц 2 кв.см.
- Крышка от банки и палочка (для размешивания).
- Перчатки медицинские.
Изготовление термопасты
Если у Вас в запасах найдётся серебрянка, то остальные ингредиенты раздобыть не проблема. Литол можно заменить солидолом, правда в этом случае придётся добавить графита в два раза больше. Почему именно литол? Потому, что литиевые смазки более термостойки, чем солидол. На моём примере, литол уже смешан с графитовой смазкой – остатки ещё с прошлого раза. Итак, берём половину чайной ложки литола и смешиваем с половиной чайной ложки графитовой смазки (соответственно – если солидол, то 1 полная чайная ложка графита). Размешиваем до однородной массы. Добавляем в смесь одну чайную ложку серебрянки.
ОСТОРОЖНО размешиваем – серебрянка очень лёгкий и летучий материал. Неплохо бы надеть медицинские перчатки и респиратор, о коих я сам благополучно забыл. После того, как серебрянка полностью смешается с литолом и графитом, получится густое тесто серебристого цвета.
В принципе, это уже можно использовать, но для пущей надёжности, я добавил туда ложечку алюминиевых опилок, которые я заблаговременно собрал и сохранил, после распиловки палатном одной алюминиевой детали.
Да и просто натереть крупным напильником чайную ложечку алюминиевых опилок – дело пяти минут. Смешиваем всё до однородной консистенции. Теперь самая нудная часть работы – поместить нужное количество этой пасты в шприц. Вынимаем из шприца поршневую часть, и аккуратно, при помощи палочки, заталкиваем пасту в колбу шприца.
Я набрал нужное мне количество, соединил части шприца, и вытер его тряпочкой. Можно пользоваться!
Остальное оставил для небольшого эксперимента. Хочу показать, что эта паста абсолютно безопасна, в плане возгорания от высоких температур. Некоторые люди с опаской относятся к серебрянке, справедливо полагая, что это весьма горючий материал. Однако в сочетании с литолом и графитом, получается совершенно негорючая смесь, в чём Вы можете наглядно убедиться в видео, в испытаниях пасты. Даже жар охотничьей спички расплавил пасту лишь в тех местах, где она прилегала к спичке вплотную.
Разумеется, паста не воспламенилась и не заискрила. Ну, а в качестве испытаний по прямому назначению, приведу пример на USB-светильнике.
Этот китайский диодный светильник греется так сильно, что его резиновая оплётка становится мягкой как пластилин, после получаса использования. Давно хотел приделать к нему алюминиевый теплоотвод.
К сожалению, подходящего термометра, для замера температурной разницы «до» и «после», у меня нет, но по тактильным ощущениям лампа греется НАМНОГО меньше. Лампа тёплая, но уже не горячая, и оплётку светильника не плавит.
Самый неожиданный и труднодоступный материал в этом мастер-классе, это серебрянка. Не у каждого она может оказаться. Остальные же составляющие, либо их заменители, просты и доступны абсолютно всем.