Если вы когда-нибудь разбирали детскую машинку и вынимали из нее небольшие моторчики, то могли заметить, что на каждом из них напаян небольшой конденсатор к выводам питания.
Если его отпаять и проверить работу мотора, то практически ничего не изменится. Так зачем он нужен?
Конденсаторы емкостью 0,1-0,01 мкФ обычно припаиваются параллельно выводам коллекторных электродвигателей.
Проверим на опыте
Давайте возьмем двигатель и отпаяем конденсатор. Возьмем вольтметр и подключим параллельно выводам мотора. Для питания будем использовать две пальчиковые батарейки включенные последовательно, общим напряжением 3 В.
При включении и отключении мотора от питания появляются импульсы высокого напряжение до 1000 В
Это нормально, ЭДС самоиндукции еще никто не отменял. Причем с конденсатором таких скачков не наблюдалось.
Такие импульсы называю еще обратным током, они обычно губительный для любой цепи где есть электроника. Это первое для чего устанавливают этот конденсатор.
Изменения в работе
Теперь давайте подключим каждый двигатель по отдельности и послушаем на слух их работу.
Изменения конечно не очевидные, но мотор без конденсатора работает с дребезгами и более не устойчиво. Это второе зачем ставят конденсатор: искрогашение, благодаря чему увеличивается ресурс щеток и двигателя в целом.
И наконец третье, для чего используют конденсатор, это помехозащищенность. Если во время работы моторчика без конденсатора включить любой радиоприемник, то в нем будут отчетливо слышны помехи издаваемые коллектором двигателя.
Итог: зачем нужен электродвигателю нужен конденсатор?
У коллекторного мотора во время работы происходи постоянная коммутация обмоток якоря. Использование конденсатора в цепи питания мотора решает следующие проблемы:
- Первое - это искрогашение на щетках коллектора.
- Второе - помехозащита.
- Третье - защита питающей цепи от обратного тока.