Материалы:
- рейка из твердой породы дерева;
- металлическая линейка;
- шпилька М8;
- гайка М8;
- ручная звездообразная гайка М8;
- 4 самореза.
Сборка рейсмуса
На поперечное сечение рейки за 1,5-2 см от края наносится разметка по ширине линейки. По ней выбирается паз с помощью рейсмуса или стамески. Глубина выборки должна соответствовать толщине линейки.
От паза делается отступ в дальний конец рейки в 1,5-2 см, после чего заготовка обрезается по сделанной отметке. Из рейки вырезается еще один кусок такой же длины, но уже без паза.
В заготовке без паза с помощью двух диагоналей отмечается центр. В нем делается сквозное отверстие сверлом 8 мм. С одной стороны оно расширяется по высоте гайки М8 сверлом 12 мм.
В расширенное отверстие запрессовывается гайка М8.
На шпильку до упора накручивается ручная звездообразная гайка. Выступающая часть шпильки обрезается по высоте рейки.
Чтобы обрезанная шпилька нормально закручивалась, на ее торце следует снять фаску наждаком.
На заготовке с впрессованной гайкой нужно отметить 4 точки для сверления. Для этого лучше воспользоваться разметочным циркулем. Отметки ставятся ближе к углам.
Обе заготовки состыковываются и по отметкам делаются отверстия по глубине подобранных шурупов. Толщина сверла должна быть меньше диаметра самореза. Отверстия на рейке с гайкой зенкуются.
Заготовки стягиваются саморезами. В выбранный паз вставляется линейка и поджимается шпилькой со звездообразной гайкой. Если никаких дефектов не обнаружено, то линейка снимается, чтобы обточить рейки в одну плоскость.
Все поверхности шлифуем, острые углы стачиваем.
На торце линейки со стороны нулевой отметки напильником делается неглубокая насечка. Она необходима для упора грифеля карандаша. Линейка вставляется обратно в упор из реек, и конструкция собирается.
Использовать разметочный рейсмус очень просто. Линейка выдвигается от упора на нужное расстояние и зажимается. Деревянный зажим упирается в торец заготовки для разметки, а к насечке на линейке прикладывается карандаш. Двигая инструментом по краю листа можно чертить параллельную линию.