При изготовлении самодельных гриндеров, точильных станков или прочих самоделок требуется просверлить вал мотора. Это не проблема при наличии токарного станка, но ручным инструментом сделать отверстие ровно крайне сложно. В большинстве случаев оно получается с перекосом. Однако при определенном порядке действий добиться соосности все же можно. Рассмотрим пример сверления под болт М6.
Необходимые инструменты:
- шуруповерт;
- набор сверл 3 мм; 4,5 мм, 5 мм;
- метчик М6;
- масленка.
Как сверлить вал
Чтобы отверстие не уходило внутри вала в сторону, сверлить нужно на запущенном двигателе. Мотор закрепляется так, чтобы к его валу можно было с удобством добраться. Он располагается или строго вертикально, или горизонтально.
Важно, чтобы при сверлении вал вращался против часовой стрелки. В противном случае сверло просто не будет работать. Для этого на синхронном моторе нужно отсоединить конденсатор, включить питание и запустить вал рукой против часовой стрелки. Если имеются левые сверла, то мотор запускается в обычном режиме.
После этого берется шуруповерт со сверлом меньшим за диаметр отверстия под нарезку резьбы на 2 мм. На инструменте выставляется режим закручивания и минимальные настройки на срабатывание трещотки. Это нужно, чтобы сверло не закусило внутри, что создаст практически не решаемую проблему.
На центре вала обычно имеется углубление, в которое и вставляется острие сверла. Сверлить нужно на небольшой скорости, пусть основную работу делает сам мотор. Периодически сверло следует смазывать в масле и снимать стружку.
После сверления первым сверлом, отверстие получается немного большего диаметра, чем применяемый инструмент.
Далее его следует расширить. Для второго прохода нужно взять уже сверло 4,5 мм. Важно работать также аккуратно на минимальных оборотах шуруповерта и с периодической смазкой маслом.
В расширенном отверстии зазор вокруг сверла 4,5 мм уже окажется минимальным. Это потому, что инструмент сработал с меньшим биением.
Завершающее сверление делается сверлом финального диаметра. В данном случае необходимо отверстие под резьбу М6, поэтому применяется сверло 5 мм. Поскольку оно всего на 0,5 мм больше предыдущего отверстия, то достигается почти идеальная соосность между вращением вала и патроном шуруповерта.
Далее остается только нарезать резьбу М6 метчиком. Главное не спешить при работе. Не нужно делать глубокие проходы за один раз. Сверло следует извлекать и постоянно смазывать. В таком случае оно не сломается. Также на него нельзя давить, оно все сделает само.